Создание мобильной версии сайта

Ежедневно трафик мобильных устройств растёт. 70% проданных устройств в 2012 году ­ это смартфоны и планшеты, согласно данным Gartner. Пользователи всё чаще покупают товары и услуги, заказывают билеты и гостиницы, читают новости и биржевые сводки, проверяют баланс счёта в банках и у провайдеров, используя смартфоны и планшеты.
создание мобильной версии сайта с адаптивным дизайном

  1. Трафик с мобильных устройств растёт ежедневно.
  2. Различные компании по-разному подходят к проблеме мобильных версий для сайтов.
  3. Отображение сайтов на мобильных устройствах зачастую оставляет желать лучшего.

Как сделать мобильную версию сайта?

Попробуем рассмотреть варианты создания мобильных сайтов:

  1. Адаптивный дизайн основного сайта, который отображается одинаково везде.
  2. Отдельный сайт для мобильных устройств. Для всех или для части из них.
  3. Приложение для App или Play Store от сайта для мобильных устройств.

Адаптивный веб-дизайн

Адаптивный веб-дизайн верстается на CSS3. С помощью такой вёрстки можно добиться
различного отображения веб-страницы (макетов) на разных устройствах.

Плюсы адаптивной вёрстки

  • Один урл – одна страница для пользователей. При адаптивной вёрстке сайт отдаёт конечному пользователю один и тот же контент. Он может подаваться с немного отличающимся отображением, но всё же, вне зависимости от устройства, содержимое всегда одинаково.
  • Один урл – одна страница для поисковиков. При расшаривании контента в соцсети, при индекации страницы всегда используется один урл. Это удобно и полезно сайту, так как отсутствует дублирование контента.
  • Один урл – одна страница для редакторов и админов. Ни сервер, ни редактор не обременены двумя, тремя или двадцатью версиями сайта. Администрация, редактирование и поддержка сайта происходит на одном сайте.

Минусы и недостатки адаптивной вёрстки

  • Огромные трудозатраты. В погоне угодить всем пользователям и сделать сайт под все устройства невозможно угодить всем. Сегодня даже холодильники выходят в интернет. Завтра с подключением в интернет будут и утюги. Крупные порталы, которые пытаются угодить всем, вынуждены делать сайты под телевизоры (различных моделей), под разные операционные системы, под различные браузеры и разрешения экранов.
  • Различная логика. Плюсы вёрстки зачастую становятся минусами. Упрощение отображения макета не позволяет делать комплексное меню для приборов с малым разрешением. Однако данный недостаток возникает скорее у сайтов с плохо продуманным техническим заданием. К самой адаптивной вёрстке он имеет косвенное отношение.

Отдельный мобильный сайт

Один из вариантов решения проблем пользователей - создание отдельной мобильной версии сайта. Обычно он делается на пoддомене основного сайта.
сравнение мобильного и стандартного сайта
Плюсы мобильной версии сайта

  • Скорость загрузки мобильной версии. Речь не идёт о высчитывании килобайтов, когда сеть вайфая практически на каждом углу. Но всё-таки приятно, когда даже на даче есть возможность почитать новости с любимого сайта, не обременяя свой интернет графикой. Заказ гостиницы через интернет за границей тоже должен быть упрощён по-максимуму. И там, где это важно, скорость передачи данных играет существенную роль.
  • Удобство и простота в навигации. Для отдельного мобильного сайта проще продумать свою собственную структуру.
  • Грамотный маркетинг. Существует возможность по-разному воздействовать на целевых посетителей.


Недостатки мобильной версии сайта

  • Дублирование контента. Со всеми последствиями, как для оптимизации сайта с тегами rel=«alternative» и rel=«canonical», так и с проблемами при расшаривании контента.
  • Различный контент. Зачастую пользователь мобильной версии не получает часть контента основного сайта. Это воспринимается пользователями не всегда с благодарностью.
  • Насильственные перенаправления с версии на версию либо отсутствие оных. Всем не угодить и любой выбранный метод находит своих критиков.
  • Сложность определения мобильного устройства. Граница определения упрощённой версии сайта, по мнению разработчиков, может не совпадать с мнением конечного пользователя. Современные планшеты могут многое.

Мобильное приложение

мобильное приложение для сайта
Мобильная версия сайта может выглядеть и как отдельное мобильное приложение.

Плюсы приложения

  • Добровольный выбор. Мобильное приложение не навязывается, а предлагается как альтернатива. И пользователь сам решает, чем пользоваться.
  • Отсутствие дополнительных урлов.
  • Новый канал для маркетинга
  • Охват дополнительной аудитории из Google.Store, Apple.Store или Windows.Apps
  • Отсутствие проблем с отображением. Мобильный App разрабатывается под определённую оперативную систему, учитывая возможности гаджетов.

Недостатки приложения

  • Охват одного приложения только определённой аудитории. Под айфоны, под андроиды и под виндовс смартфоны пишется всё отдельно. Первичные расходы на приложения достаточно высоки.

Мораль и выводы

Выбор достаточно велик. И всё не так однозначно. Даже если попытаться подсмотреть у крупных порталов и лидеров отрасли, то и там мы не найдём однозначного решения. Зачастую это связано с тем, что лидеры обновляют свои сайты в среднем раз в 5-8 лет. И то, что было принято 5 лет назад, уже сейчас той же командой разработчиков может быть отвергнуто.
Нельзя сказать, что мобильная версия сайта или адаптивный дизайн несёт в себе одни минусы, а отдельный App слишком дорог. Сайты бывают разные: новостные порталы, магазины детских игрушек, агрохолдинг, торгующий древесиной, сайт автодилера или автозапчастей, форумы, социалки, сайт отеля или ресторана. У каждого бизнеса может быть свой путь. Даже для разных ресторанов решение может быть разное, в зависимости от того предлагает ресторан кейтринг и доставку еды (пиццы) на дом или это просто визитка с адресом.
Но на сегодняшний день можно сказать, что чаще всего удобнее смешанный вариант. Использование плюсов адаптивного дизайна и мобильного приложения помогают решить наиболее распространённые запросы бизнеса.
Не угнаться за каждым «утюгом» с интернетом, и сайт должен отображаться как можно идентичнее на всех приборах. Исходя из статистики можно выбрать ту аудиторию, которой больше всего на сайте, и попробовать сделать для них мобильное приложение. Замерив фидбек от одного приложения, можно перейти к другим операционным системам. И постепенно охватить всю аудиторию, если это экономически оправдано.

В заключении не могу не прорекламировать собственные услуги. Помимо создания самих приложений под OS Android, мы готовы проконсультировать в необходимости того или иного шага и взять на себя комплексную разработку пакета интернет-услуг.

Андрей Подлубный
Google
CEO - androidcoder.ru